Деньги в наличных долларах США (или ЕВРО, не принципиально) лучше и крупными, и мелкими купюрами. Купюры должны быть новее 2000 года, иначе их сложно будет поменять. Кредитные карты по ходу маршрута применимы только в Улан-Баторе. Обратите внимание на правила своего банка, многие банки не работают с Монголией.
Ксивник - это такая маленькая сумочка для документов и денег, которую носят на шее или на поясе под одеждой.
Медикаменты
Небольшую аптечку на случай мелких травм (йод, пластырь и т.д.)
От поноса и от запора (бывает реакция на пищу или воду)
От простуды, аспирин
Крема для губ и кожи
Крема от загара для лица и тела (лучше сильного защитного фактора)
Средства личной гигиены
Темные очки
Антибактериальное мыло
Средства для чистки рук в условиях отсутствия воды (большое количество влажных салфеток и др.)
А также все, что необходимо лично вам по состоянию вашего здоровья
Хозяйство
Нож с открывалкой
5-6 свечек (приятно иногда посидеть при свечах в юртах, хотя обычно лампа там есть)
Кружку
Будильник отдельно или в телефоне
Иголки, нитки, ножницы
Зажигалку
Культура, свободное время
Какое-нибудь чтиво, лучше про Монголию, буддизм, Чингисхана, Азию
Плеер, любимую музыку к нему, запас батареек
Записную книжку и ручку (для адресов, телефонов и проч. полезной информации).
Бумагу, карандаши и краски если рисуете - отличный досуг в пути.
Фото
Кофор для техники (защитная сумка). Обязательно! В пустыне много песка. Сумка должна плотно закрываться от пыли, лучше проверить ее, иначе техника будет в пыли, для объективов это крайне не желательно. Обычных фотосумок и фоторюкзаков обычно достаточно, нужно следить, чтобы они были плотно закрыты. Желательно защитный чехол на кофор, чище будет.
Фотоаппарат. Карточки памяти из расчета, что снимете там не менее 2-3 тыс. снимков (это в среднем, некоторые участники снимают 4-6 тысяч снимков за путешествие). Если не хватает места на своих карточках, берите переносностной диск, будем скидывать данные на месте. Компьютер для копирования данных будет у проводника. Проверьте, чтобы у вас был картридер, совместимый с Вашими картами памяти (у проводника будет стандартный).
Зарядные устройства. Аккумуляторы из расчета 5-6 дней в пути без возможности заряда (в юртах электричество от солнечных батарей недостаточно для зарядки аккумуляторов). Можно переходник для зарядка аккумуляторов в машине (на всех вряд ли хватит, как форсмажорная мера). Переходники не требуются (розетки европейские).
Объективы: длинный, широкий. Можно также взять рыбий глаз (очень эффектно в Гоби) и макро (для съемок растений на озерах), в общем, свои любимые.
Фильтры: градиентный (оттененный), поляризационный, эффектный по желанию. Вы будете сильно разочарованы картинками, снятыми в пустыне, если откажитесь от фильтров, поэтому лучше уделить время при сборах этому вопросу.
Защитные стекла на все объективы. Обязательно!
Видео камера, если хотите, аккумуляторы и кассеты к ней.
Еда
На месте все есть и довольно вкусное. Берите еду из расчета на день в пути. Жидкость все равно заберут в аэропорту.
Одежда (МНОГО НАБИРАТЬ НЕ НАДО!)
Одежда для жары (20-25 градусов в начале маршрута).
Одежда для холодной погоды (ветровка, свитер, плотные джинсы, носки, перчатки, шапка). В конце маршрута в Гоби возможно падение температуры ночью до -8-10 градусов (ночевка в юртах, где есть очаг или печка), днем в эти же дни воздух может прогреваться до +8+10. Ожидаемая средняя температура в начальной части маршрута +18+25, в финальной части маршрута +5+10 градусов. Резкая смена природных условий в этот сезон позволит получить наиболее впечатляющие снимки. По теплой одежде нужно быть готовыми для этого.
Дождевик желателен, дожди могут быть на озерах.
Рюкзак для фото и для личных вещей желательно с чехлом (от пыли).
Обувь
Кроссовки
Сандалии спортивные
Основной принцип: лучше недобрать, чем перебрать. Большинство вещей можно недорого купить на месте (за исключением пунктов «Документы» и «Фото»). Палатка и спальник не требуются!
Монголия: озеро Хубсугул и пустыня Гоби, август 2009
Даты: 20 августа – 5 сентября 2009 года
Статус: Группа проведена
Гиды: Лена Павлова и Михаил Котиди
Начало: Улан-Батор, Монголия
Окончание: Улан-Батор, Монголия
Улан-Батор
Улан-Батор ориентирован с востока на запад как и его главная улица, известная как улица Мира. Центральной является площадь Сухабаттара, так же известная как «Площадь». Сейчас центральный город пульсирует жизнью, торговлей и движением, здесь интенсивная ночная жизнь и богемное смешение культур. Новые здания, построенные где только можно, соседствуют с районами, в которых юрты заменяют людям дома (хоть они и обнесены заборами). Пешком можно дойти до улицы, где расположено множество дацанов и монастырей, включая главный из них Gardan, а также дацан, в котором находится тысяча статуй Будд. Здесь всегда бурлит жизнь, бегут куда-то буддистские монахи, дети корят птиц, а взрослые глазеют на приезжающие фотографироваться свадьбы. Самое удивительное в Улан-Баторе, это заполняющий улицы свет. Главные улицы города сориентированы с Востока на Запад, поэтому на них всегда солнце, всегда свет, здесь всегда хочется снимать – и на востоке, и на закате, и в зенит. Сначала русскому человеку кажется все знакомым , ведь все надписи сделаны русскими буквами, вот только не стоит пытаться их по русски читать. Улан-Батор имеет огромное количество замечательных съемочных площадок, начиная от Черного рынка (или русского рынка), заканчивая территорией Дацанов, где по буддистским обычаям, снимать обычно разрешено. Здесь мясная очень сытная пища отменного качества. Мы проведем здесь несколько дней, чтобы вдоволь нагуляться по городу.
Пустыня Гоби
Монголы не понимают вопроса: "Где тут у вас пустыня Гоби?» Для них Гоби – это имя нарицательное, это просто пустыня, и они пожимают плечами: «Тут тысяча пустынь». Легендарная пустыня с барханами находится на Юге и Юго-востоке страны. Большей частью земля в Монголии - это плоскогорья и возвышенности, пустынные, почти без растений, бескрайние и бесконечные, по которым везде гуляют чьи-то стада. Лошади, верблюды, козы, овцы, коровы. Люди здесь живут в юртах, расположенных на расстоянии нескольких километров друг от друга, и кочуют, выбирая пастбища для разных сезонов, где для животных есть пища и вода. Пастухи рядом со стадами бывают на мотоциклах или лошадях, а бывают стада, блуждающие и вовсе как будто без пастухов и только вечером их находят, для того, чтобы загнать ближе к юртам на ночь. Города и небольшие поселки в Монголии тоже есть, но (до сих пор) городские жители не сильно отличаются от сельских. Чтобы считаться «зажиточной» семья должна иметь стадо не меньше 1000 голов, т.к. смертность у животных очень высокая и только таким образом можно надежно уберечься от возможной потери. Жители поселков могут проводить часть жизни в небольших деревнях, а часть жизни кочевать вместе со своим «движимым» имуществом, которое дает человеку все. По монгольской традиции именно эти пять животных: лошадь, корова, верблюд, коза и овца обеспечивают человека всем необходимым для жизни – и едой, и одеждой, и материалами для домашней утвари. Юрта устроена как маленький микрокосм: с дыркой для очага вверху, тени от которой в зависимости от времени года и времени суток дают и часы, и календарь, женской и мужской половинами, опорами, символизирующими человека, кроватями, сундуками и почетными местами для гостей. Юрта складывается и перевозится в одной газели, примерно такой же объем составляет имущество обитателей – и современный монгол, как и сотни лет назад, готов к переезду. Когда едешь по пустыне, здесь нет гостиниц и очень мало кемпингов и лагерей. Чаще всего размещаешься за небольшую плату в гостях (в юртах). Иногда ставишь палатку рядом, деля с обитателями ужин и делясь своей едой. Путешествие по Гоби в одну сторону представляет собой вереницу знакомств и гостей с суровыми монголами, которые над европейцами посмеиваются и на нас дивятся. Повторное путешествие и даже возврат через несколько дней становится встречей друзей, часто за постой уже даже не всегда берут деньги. Вечерние посиделки в юрте становятся временем вместе выпить и попеть (к нашему удивлению монгольская водка оказалась не крепче нашего крепкого пива). А вот петь монголы любят и делают это прекрасно. Еда в Гоби самая лучшая, свежая и мясная, правда совсем без овощей (их в Гоби просто нет), зато есть йогурт и множество молочных продуктов. Как то к нашему приезду была приурочена разделка козы – в юртах можно попробовать свежайшие кровяные колбасы, внутренности, бульоны, жаркое, сыры и др. Вегетарианцам в Гоби будет выдержать сложно. Здесь даже чай варят на молоке, ведь молоко всегда под рукой, а воды может и не быть за много километров. Съемка здесь имеет характер путешествия на машине времени, только отвлекаться приходится на помощь в загоне овец, разжигании очага, приготовление домашней лапши и игры с маленькими монголами. Это лучшее приключение в жизни, по моему скромному мнению, конечно же.
Хугну Хан Уул
Расположенный по дороге из Улан-Батора в Хархорин национальный парк очень мало посещается туристами. Это красивое место представляет собой каменистую полупустыню. У подножья гор расположен старинный монастырь Увгун Хийд, построенный и разрушенный в 17 веке. В летнее время сейчас здесь проживает около 10 монахов. В 45 минутах ходьбы находятся руины еще одного монастыря. На территории национального парка живут волки, множество грызунов и птиц и огромное количество велосипедных маршрутов.
Хархорин (Каракорум)
В середине 13 века Хархорин был хорошим местом. Чингисхан основал здесь лагерь и его сын Угедей построил здесь столицу, ставшую узловым городом в Азии. Хорошее время правда продолжалось всего 40 лет, когда Кублай-хан переместил столицу отсюда. В 1388 году Хархорин был уничтожен воинами из Манчжурии. Восстановлен город был в 16 веке, но он значительно преобразился в советский период. В этом смысле не стоит ждать впечатления средневекового города, вы будете разочарованы. Вместе с тем, Хархорин – типичный монгольский город и отличная база для посещения старейших монастырей, расположенных по соседству.
Эрдэнэ зуу Хийд
Первый буддистский монастырь в Монголии, основанный в 1586 году Алтай Ханом. В разное время в него входило от 60 до 100 церквей, около 300 ступ и около 1000 монахов здесь жили. Большинство построек были разрушены в 1937 году. Монастырь стал восстанавливаться с 1965 года, сначала как музей, затем снова стал действующим (в 1990).
Тувхун Хийд
Расположенный в 60 км от Хархорина у подножья гор Хангай, этот монастырь является у монгол основным местом паломничества. Монастырь был основан Занабазаром в 1653 году, который жил и медитировал здесь на протяжении 30 лет. Как и многие другие буддистские места в Монголии монастырь был разрушен в 1937 и восстановлен в начале 90-х. Рядом с монастырем находится национальный парк Хангай, дорога в него занимает 20 минут на джипах или около часа пешком по лесу. Летом в парк можно съездить на лошадях. Продолжить прогулку можно к водопаду Орхон Хурхрээ, лучшему в Монголии, но слишком разрекламированному и большую часть года запруженному туристами. Оптимальное время для посещения водопада – поздний июль и начало августа, хотя дорога к нему часто бывает размыта. Мы попробуем проехать туда по состоянию дороги и желанию.
Цэцэрлэг
Один из самых уютных монгольских провинциальных городков, комфортная точка остановки на пути в маршруте, сочетающем посещение монгольской пустыни (Хархорин) и лесного севера.
Хорго-Тэрхийн Цагаан Нуур
Национальный парк и одноименное озеро вулканического происхождения. Это знаменитое Белое озеро, не такое большое и лесистое, как Хувсгул, но расположенное ближе к центральной части страны. Здесь гнездится множество птиц. В озере прекрасно плавать. Его вода прохладная по утрам, но прогревается к концу дня. Здесь прекрасные, не заболоченные пляжи, что прекрасно после летней жары и отсутствия воды. Можно совершить пешую прогулку на вершину местного вулкана. Здесь также можно покататься на лодках.
Мурун
Столица провинции Хувсугул, не являющаяся такой прекрасной как все остальное. Место для технической остановки в пути на север, пополнения запасов и зарядки аккумуляторов.
Озеро Хубсугул
Окрестности озера Хубсугул называют Швейцарской Монголией и это не шутка. Это земля, где соседствуют леса, горы и реки, может быть самые красивые во всей Монголии. Монголы доминируют на юге озера, а на севере большая доля бурят и других этнических групп. Тцатаны («люди дождя»), жители северной тайги, считаются своего рода «монгольскими индейцами». Это земля шаманизма, где до сих пор сильны шаманские традиции и проводятся шаманские церемонии. Тцатаны являются этнической группой, близкой нашим Тывинцам и их только 300 человек на территории 100000 квадратных километров монгольской северной тайги. Посетить их сложно, поскольку они ведут кочевой образ жизни и требуется достаточно много времени для этого. Снять фильм о тцатанах удалось корейским миссионерам, сейчас их культура находится под угрозой. Кроме тцанов здесь присутствуют еще две отдельные этнические группы – буряты и даркхады. Территория озера является уникальной и в мире, и в Монголии. Озеро называют «голубой жемчужиной» Монголии и оно является крайне необычным со своими 136 км сибирской тайги. Озеро второе по величине в Монголии, но самое глубокое (до 262 м), это 14-ое по величине среди пресноводных озер в мире. Хубсугул младше сибирского Байкала, хоть и сформирован тем же тектоническими силами. Здесь множество рыбы, а вокруг много диких животных, а также более 200 видов птиц. Это прекраснейшая земля, хотя и не самая простая для посещения в Монголии. Летом здесь значительно прохладнее, чем на юге страны и в пустыне и может быть дождливо. Здесь можно организовать прекрасную конную прогулку.
Булган
Это провинция, а также одноименный город по дороге от Амарбаясгалант Хийд к озеру Хувсгул. Булган редко посещается туристами, спешащими проехать от озера к монастырю или обратно, хотя для остановки в пути здесь есть интересное. Булган отличное место для велосипедных прогулок. Монастырь Дашчойнхорлон Хийд, как и большинство монастырей в Монголии, это новая постройка в замен старого монастыря, разрушенного в 1937 году. Около 1000 монахов жили здесь до этого момента, когда они были захвачены и большей частью уничтожены. От старого монастыря осталось несколько старинных ступ. Сейчас здесь живет община из 30 монахов. Старейший из сохранившихся дацанов построен в 1876 году. Еще одна известная постройка в этой местности – это Магсаржавын Бунхан. Одиозное сооружение, представляющее собой мавзолей героя, освобождавшего Монголию из-под Китая во время революции 1911 года.
Амарбаясгалант Хийд
Монастырь, входящий в число трех важнейших буддистких центров в Монголии и наиболее значительный в стране археологический комплекс. Он построен в 1727-1737 годах императором Манчжурии. Он построен великим монгольским буддистом и скульптором Занабазаром, чье мумифицированное тело было помещено сюда в 1779 году. Монастырь выдержан в Манчжурском стиле по цветам и симметричной планировке. Коммунисты провели здесь рейд в 1937, но уничтожили только 10 из 37 церквей и статуй, возможно из-за скрытых симпатий к местным военным властям. Монастырь был восстановлен в период с 1975 пер 1990 годы. Сейчас здесь живет около 30 монахов, в сравнении с 2000 в 1936 году. Церкви в монастыре обычно закрыты, но можно попросить у монахов ключи и посидеть в тишине и спокойствии. В главном холле находится прижизненная статуя Ринпоче Гудвары, ламы из Внутренней Монголии, который после служения в Тибете и Непале вернулся в Монголию в 1992 году и собрал пожертвования для восстановления монастыря. Службы проводятся здесь дважды в день утром и днем и мы сможем посетить одну из них. Также можно подняться на расположенный рядом горный хребет, чтобы увидеть монастырь и окрестности сверху. Поселиться можно недалеко от монастыря.