Фотограф: Лена Павлова
Родилась за Полярным кругом, в г. Мурманске. По первому образованию – психолог, кандидат психологических наук (МГУ им. М.В. Ломоносова). По второму – кинооператор (ВГИК, мастерская В.И. Юсова). Пришла в фотографию и репортажную съемку из психологии, навсегда сохранив интерес к съемке людей. Объездив с консалтинговыми и этнографическими проектами множество регионов России и зарубежных стран, пришла к необходимости изъясняться «без лишних слов», чтобы работать в любой стране мира. Сотрудничала с различными информационными изданиями, в том числе «Российская газета», «Washington Post», а также многочисленными специализированными изданиями. По итогам фотоэкспедиций на Камчатку (2006 год) вышли путеводители на русском и немецком языках. Организовала и провела съемочные экспедиции в Кению, Танзанию, Эфиопию, Китай, Индию, Индонезию, Шри-Ланку, Перу, Непал, Марокко, Черногорию, Сингапур, Кубу, Монголию, Вьетнам, Лаос, Камбоджу и др. страны, а также различные регионы России (Бурятия, Камчатка) и Ближнего зарубежья (Киргизия, Белоруссия, Украина, Латвия).
Лена Павлова: подробная биография
Заказать съемку: 6170603@gmail.com или +7 (926) 617-06-03
Тематический репортаж
Событийный репортаж → Тематический репортаж → Общий план → Средний план → Крупный план → Деталь → Триптихи → Парная съемка →
Тематический репортаж - это рассказ о теме, не сводимой к конкретному событию. Раскрытие темы с различных сторон. Существует так называемый "Фрейм Ломоносова" - памятка для выступающих людей, которые столкнулись с необходимостью рассказать без подготовки о любом произвольном предмете, мы часто используем эту памятку в тренингах публичного выступления. Как не странно она с небольшими поправками работает и для рассказа в картинках (фотография), которым, по сути и является тематический репортаж. Фрейм Ломоносова включает семь пунктов: 1) внешний вид объекта (в случае фотографии этот пункт очевиден), внутренность объекта (если возможно), среда обитания (тут можно разгуляться на "общих планах"), происхождение (требует неочевидного подхода и размышления), предназначение, перспективы и "мое отношение". Последний пункт может перевернуть смысл всего рассказа, ведь это по сути как минимум эмоциональный тон, а как максимум - оценка и если она есть, то есть авторская позиция в решаемой теме.
На прямую (в изображении, без слов, подписей и названий) фотограф не говорит: "Мне понравилось" или "Мне не понравилось", но у него есть тысяча выразительных средств, чтобы показать это косвенно. Не существует единой правды для одной темы или явления, здесь речь не об истине в последней инстанции и объективных оценках, а о "субъективности" в лучшем смысле этого слова, позволяющей отличить один репортаж от другого, одну авторскую позицию от другой, даже если они имели в рассмотрении одну и ту же тему. Я говорю о том, когда фотография позволяет интерпретировать мир и выявлять его нюансы, возможно незаметные другим.
Кумыс (Монголия, пустыня Гоби)
|
Тематический репортаж "Кумыс" посвящен тому, как доят лошадей в пустыне Гоби, в Монголии. Лошадь не дает молоко просто так, для того, чтобы забрать у нее молоко, ее обманывают. К ней подставляют жеребенка в плотную, бок о бок. Мужчина удерживает лошадь и жеребенка вместе, а женщина в этот момент подсаживается снизу и доит молоко. Молоко отдают человеческому ребенку, а жеребенок остается с лошадью. Так происходит в Гоби изо дня в день, из года в год. В данном случае рассказ очень конкретен, он охватывает одно маленькое явление. Но можно рассказать об объекте любой сложности, о континенте или стране. Конечно, это потребует по сути журналистского, а не только фотографического исследования.
Пример тематического репортажа, посвященного республике Бурятия.
Автор статьи: Лена Павлова (2012)