Фотограф: Лена Павлова
Родилась за Полярным кругом, в г. Мурманске. По первому образованию – психолог, кандидат психологических наук (МГУ им. М.В. Ломоносова). По второму – кинооператор (ВГИК, мастерская В.И. Юсова). Пришла в фотографию и репортажную съемку из психологии, навсегда сохранив интерес к съемке людей. Объездив с консалтинговыми и этнографическими проектами множество регионов России и зарубежных стран, пришла к необходимости изъясняться «без лишних слов», чтобы работать в любой стране мира. Сотрудничала с различными информационными изданиями, в том числе «Российская газета», «Washington Post», а также многочисленными специализированными изданиями. По итогам фотоэкспедиций на Камчатку (2006 год) вышли путеводители на русском и немецком языках. Организовала и провела съемочные экспедиции в Кению, Танзанию, Эфиопию, Китай, Индию, Индонезию, Шри-Ланку, Перу, Непал, Марокко, Черногорию, Сингапур, Кубу, Монголию, Вьетнам, Лаос, Камбоджу и др. страны, а также различные регионы России (Бурятия, Камчатка) и Ближнего зарубежья (Киргизия, Белоруссия, Украина, Латвия).
Лена Павлова: подробная биография
Заказать съемку: 6170603@gmail.com или +7 (926) 617-06-03
Возможности съемки вдвоем
Событийный репортаж → Тематический репортаж → Общий план → Средний план → Крупный план → Деталь → Триптихи → Парная съемка →
Некоторым фотографам выпадает редкое счастье – снимать не одному, а вместе с коллегой или постоянным напарником, выдавая совместный результат и, зачастую, подписывая его двумя фамилиями. Как это возможно в ситуации, если кнопку в случае конкретной фотографии нажимает каждый раз только один человек? Чем продуктивно такое сотрудничество? Возможно ли, чтобы общий результат был не простой суммой усилий двух людей, а нес некоторый дополнительный прирост, который невозможно было бы достичь, работая в одиночку? Будет ли это просто поочередное ассистирование друг другу в ситуациях, если вторая камера избыточна (например, при постановке в студии или павильоне)? Важна ли тут сыгранность или хорошо снять вместе могут любые два профессионала достаточно высокого уровня? Каковы критерии этой сыгранности? На эти и другие вопросы мы пытались ответить себе и заказчику, обосновывая, почему нам вдвоем будет продуктивней оказаться на съемочной площадке. Пришло время эти соображения обсудить.
Дополнение друг друга
Иногда нам приходится отшучиваться от вопроса особо консервативных заказчиков, почему мы предпочитаем снимать вдвоем. Мы говорим, что обычные фотографы носят с собой сменную оптику, продвинутые носят с собой вторую камеру, а высший пилотаж – приходить на съемку с запасным фотографом. Не вдаваясь в философию совместного творчества, мы можем перечислить чисто технические преимущества такого подхода.
Два фотографа могут одновременно снимать событие с разных точек, разными объективами, на разной дистанции, с разных ракурсов. Если событие очень непродолжительно по времени, оно может быть передано разными планами (например, общими и крупными). Это позволяет получить разнообразные кадры с одного и того же действия. Конструктивность парной работы определяется тем, что фотографы не конкурируют, а дополняют друг друга. Они могут дублировать свои усилия в быстрые и важные моменты или в моменты, съемка которых является технически сложной (в темноте или при быстром движении), и разделяться в периоды более спокойные. В случае важных событий два фотографа гарантируют заказчику защиту от технических сбоев (не произойдет сбоя из-за севших аккумуляторов, не сработавшей вспышки или брака по фокусу). В экстремальных условиях наличие второго фотографа страхует заказчика от потери съемки по любым причинам – будь то сбой техники, порча оборудования или потеря данных уже после их записи (нам приходилось переживать и такое). В случае же, если сложно попасть на съемочный объект, это может получиться хотя бы у одного из пары и поставленные цели будут достигнуты. Более того, удобно когда работает разнополая пара, тогда легче решаются задачи сближения и установления контакта с самыми различными людьми, что важно в репортаже.
Если же съемка проста и дополнительных изысков не требуется, то второй фотограф может работать на будущее. Камера в руках фотографа, не перезагруженного текущей работой, помогает ему устанавливать целевые контакты, на которые он никогда бы не отвлекся, работая один. Это и администрирование и уточнение заказа в процессе съемки. И оно не противоречит никаким целям заказчика, но расширяет коммуникативную сеть тандема. Кроме того, таким способом можно получить кадры, внешне фиксирующие самого фотографа за работой, что бывает полезно для самопрезентация, сюжетного включения съемки в события и отчетности по проекту.
Отдельно стоит сказать про возможности, когда оба фотографа участвуют в первичной обработке (экспо и цветокоррекции снимков, которую традиционно делает сам фотограф, а не специализированный дизайнер или ретушер). Если репортажная съемка встроена в реальное событие и требуется получение результатов сразу в конце съемочного дня, то один из фотографов может подстраховывать другого в обработке, достигая высоких скоростей без накопления усталости и снижения качества.
Разделяя друг с другом и съемку, и обработку, можно достичь максимальной скорости в получении готового результата. Строго говоря, за единицу времени можно получить в два раза больше картинок, хотя такой путь пагубный – в нем нет прироста по качеству, а стремиться хотелось бы именно к нему. Более продуктивным является стремление получить столько же картинок «на выходе», сколько мог бы снять один фотограф, но пропустить их через более жесткий фильтр: оставлять заказчику не просто фотографии «без брака», а отбирать действительно лучшие, избавляясь также и от среднего результата. Такая выборка, более жестко отобранная, приводит к тому что «на выходе» оставлено лучшее и событие освещено полностью.
Разделение ролей в репортаже: ключевые моменты и интересные кадры
С каким бы заказчиком мы не имели дело, прежде всего его интересует, чтобы все ключевые этапы события были освещены. Даже события семейной жизни (такие, как юбилей или свадьба) чаще всего проходят по одному и тому же сценарию, и заказчик хочет, чтобы присутствовали все элементы торжества: выкуп невесты, картеж, роспись, обмен кольцами в ЗАГСе, гуляние, ритуалы с голубями и бокалами, бросание букета и праздничный банкет. Аналогичное происходит со съемкой шоу программ, презентаций, выставок или корпоративных событий: есть определенные точки, которые обязательно должны быть освещены, иначе репортаж не будет полным.
Творчество фотографа возникает за рамками этих точек, подача которых значительно больше определена существующими установками и канонами. При съемке этих «нужных кадров» фотограф имеет меньше возможности отвлечься на что-то интересное или отклониться. И речь здесь идет не только о «замыленности взгляда». Даже обладая моментальным внутренним переключением от «академического» стиля к «экспериментальному», фотограф может не иметь времени отойти, переставить объектив, выключить на время вспышку или поменять параметры съемки. Есть опасность, отвлекаясь на творческий поиск, пропустить важный момент события. Многие фотографы, снимающие в одиночку, в этот момент вынуждены идти на поводу сценария, загоняя себя в рамки канона. Другие впадают в обратную крайность и сохраняют свой творческий стиль, обещая лояльному заказчику авторский взгляд, например, на ту же традиционную свадьбу, но не гарантируя, что все ожидаемые штампы будут ими получены. Это может позволить себе фотограф, имеющий в профессиональном сообществе вес и имя. Или фотограф, ищущий «своего заказчика». Парадокс заключается в том, что «своими» заказчики не рождаются. Можно «воспитать» вкус самого традиционного заказчика, если помимо воплощения его жестких ожиданий, представлять ему дополнительно творческий бонус. И в нашей практике не было заказчиков, которые в конечном счете такой подход бы не оценили. Вспомним, как это бывает в видах спорта, предполагающих обязательную и произвольную программу, и попробуем разделить эти программы между двумя фотографами. Один будет снимать в академическом стиле, четко ориентируясь на логику и сценарий события, не отходя от места, где сосредоточено общее внимание (жених с невестой, юбиляр, руководство компании, подиум, выступающая звезда или в целом сцена). Для себя мы называем этот режим «Босс в поле зрения». Фотограф постоянно держит ключевой объект в поле зрения и гарантирует, что формальный канон будет соблюден (ключевые точки будут сняты). В промежутках же он переключается на режим работы, который в телевидении получил название «дежурной камеры»: снимает любые непредусмотренные программой события, которые вокруг этого центра могут возникнуть. Например, на одном из мероприятий мы снимали Виктора Салтыкова. В какой-то момент, когда Виктор вышел на танцпол, к нему подбежала одна из танцующих зрительниц и попыталась накрыть его своим платком, ее тут же, естественно, отстранили, но их совместная фотография с развевающимся платком в кадре получилась эффектной и украсила страницы одного из журналов. В это время съемка ключевых моментов события была уже закончена, но дежурный фотограф находился рядом с Салтыковым и «поймал» эпизод, продолжавшийся несколько секунд. В целом же такие кадры являются скорее исключением, чем правилом. Творчество и интересные детали – это как раз удел произвольной программы, чем собственно и занят в то же самое время другой фотограф.
Психологи говорят, что если хочется достичь в каком-то деле результата, то обязательно должен быть ответственный за это человек. Как ни странно это звучит – быть ответственным за творчество – такое возможно, и вполне продуктивно. В то время как первый фотограф «штампует» и «дежурит», у второго фотографа оказываются полностью «развязаны руки». У него есть время и возможность отстраниться от шаблонов и стереотипов. Он активно ищет интересные кадры: отражения, ракурсы, детали, разноплановые композиции с объектами вне фокуса. Он может использовать более смелую манеру съемки, такую как «заваленный горизонт», передача движения через смазку, более смелое экспериментирование с освещением: контровый свет, засветка, блики, дым или воздушная дымка. Он может отказываться в темных условиях от вспышки, снимать на высоких ISO или использовать другие приемы нестандартной съемки.
Еще одна функция второго фотографа – изыскательская. В то время, как все взгляды направлены в центр, он может смотреть в обратном направлении (от сцены в зал). Образно говоря, два таких фотографа «прикрывают тылы друг другу» и обладают полем зрения в 360 градусов: ведь один смотрит преимущественно на сцену, а другой – от нее. Второй фотограф видит событие ближе к гостям и залу, он находит интересные сценки в удаленных «углах» и нишах, снимает эмоции зрителей, их реакцию. При крупных розыгрышах можно снять не только победителей и болеющих за них, но и находящихся в стороне друзей. В спортивных соревнованиях – и игроков, и судей. В корпоративных мероприятиях – и окружение Президента компании, и общающихся между собой рядовых сотрудников. Это приводит к появлению в событии «героев второго плана», а из хорошей литературы или кино мы знаем, что если перед нами стоит эпическая задача, то без героев второго плана событие будет передано плоско. В результате, как ни странно, заказчик бывает не просто доволен, но даже удивлен такой съемкой, ведь вторая камера показывает ему то, что в момент события с его позиции просто не могло быть увидено (да и внимания на это ему бы и не хватило). После же события просмотр таких кадров доставляет ему много приятных минут. Не раз мы видели, сколько удовольствия получали молодожены, смотрящие на то, как веселятся их гости – при условии безупречной съемки их собственных портретов, естественно, ведь в момент события они были сосредоточены друг на друге до предела и просто не в силах были все это заметить. Естественно, когда мы произвольно вводим роли, то возникает вопрос – стоит ли этими ролями меняться и если меняться, то когда. На первую часть вопроса стоит ответить да, безусловно стоит. Это обогащение друг друга и возможность говорить о событии, используя разные почерки. Но вот когда меняться: внутри одной съемки или между съемками, выходя на каждую площадку в заданном на всю ее продолжительность амплуа. Мы пробовали работать и так, и так. Каждый режим имеет свои преимущества. Меняться внутри события имеет смысл внутри разовой или новой по тематике съемке. Это позволяет сохранять высокое внимание к критическим сценарным точкам в течение всего съемочного процесса и разнообразит итоговый результат.
Если же съемка регулярная и довольно рутинная, а сценарий фотографам хорошо известен, то имеет смысл время от времени делать одного из фотографов «полностью освобожденным» от рутины, тогда, получив карт-бланш и задачу «не повторять старых штампов», он может раскрепостить мышление и уделить максимальное внимание новым творческим и техническим приемам. Это доставит удовольствие как самим фотографам на этапе просмотра (и обогатит находками следующие съемочные дни) и будет более продуктивно, поскольку не будет включать режим повторения старых наработанных съем. Нам самим часто удавалось улыбаться, находя своего «творческого в этот вечер» партнера снимающим в самых неожиданных позах и местах и с любопытством пытаться раньше времени заглянуть на дисплеи друг друга, чтобы убедиться, что что-то интересное было в этих местах обнаружено.
Съемка в студии: технический ассистент и коммуникатор
То, что ассистент в студии нужен, знает любой фотограф, работавший с постановочным светом. Существует множество задач, которые гораздо удобнее выполнить, имея «дополнительные руки». В то время как основной фотограф смотрит «от камеры», другой двигает студийные вспышки с пилотным светом, устанавливает кронштейны и штативы, гибко управляет мобильным светом, флагами, затенителями и отражателями, устанавливает на приборы фильтры. Ассистент помогает перемещать предметы кадре, готовить интерьер к съемке (иногда нужно подвинуть мебель, что вообще сложно или невозможно сделать, присутствуя на съемке одному), а также следит за окружением и фоном. Ассистент может создавать определенные световые или визуальные эффекты (мерцание, движение, тени, дым). Он может оперативно принести нужное оборудование или предмет (или хотя бы налить кофе). Если модели требуется отвлечься от съемки, ассистент может временно занять место человека в кадре для постановки или проверки света.
Но, все фотографы имевшие опыт совместной работы знают, что в таких сугубо технических задачах требуется скорее ассистент, чем второй автономный партнер и знают, как сложно такого ассистента найти, поэтому фотографам приходится периодически ассистировать друг другу. Профессиональный ассистент сочетает в себе знания светотехники и техническую подготовку с полным нежеланием самому «нажимать на кнопку» (фотографировать). Это большая редкость, ведь в ассистенты скорее идут начинающие фотографы, мотивация которых - обучиться и начать самостоятельную работу. А значит они с фотографом не на долго и фотографу постоянно приходится новых людей искать и обучать.
Если же вы позвали на съемку не просто ассистента, а более разнопланового помощника, в каких амплуа он может выступить здесь? Чаще всего в студии снимает все-таки один (за исключением специфических ситуаций, например, съемки детей одновременно разной оптикой и с разных дистанций). В это время второй присутствующий может взять на себя задачу коммуникации с моделью, что особенно важно в случае съемки не профессионалов, редко находящихся «один на один» с объективом. Этот человек контактирует с моделью, ведет беседу, выступая как слушающим, так и говорящим, комментирует происходящее, снимает напряжение и дает модели обратную связь, устанавливает близкую дистанцию, необходимую для раскрепощения. Своим перемещением он может задавать поворот головы стоящего перед камерой человека и направление его внимания и взгляда, ведь он прекрасно понимает, как в этот момент ситуация выглядит в кадре. В ситуации общения человек в кадре выглядит более раскрепощено, ему комфортнее и психологически проще раскрыть себя. В этот момент основной фотограф может быть более внимателен к съемке и полностью отключиться от коммуникации (ведь если он поддерживает разговор, снимает он автоматически). Он может использовать длиннофокусную оптику – ведь теперь ему не нужно сближаться с моделью.
Некоторые фотографы привыкли снимать и говорить одновременно. Это возможно в рутинных съемках. И, чаще всего, такой разговор принимает характер комплиментов или дежурных фраз. Если же снимаются руководители компаний, представители бизнеса, общественно значимые фигуры или не столь высокопоставленные люди, а сотрудники, участвующие в съемке по распоряжению и не очень желающие этого, то дежурных фраз будет недостаточно. Часто при этом требуется представить их в более привычных и естественных состояниях, «вскрыть» их поверхностное напряжение и показать более интересно или с психологической точки зрения более глубоко. Тогда присутствие второго коммуникативно активного партнера позволяет человеку перед камерой продемонстрировать эмоциональные и одновременно живые состояния, свойственные ему.
Если за один день происходит несколько таких съемочных сессий, то зачастую позиция коммуникатора является более утомительной, чем позиция фотографа. Нужен ли для коммуникации второй фотограф профессионал? Наверное нет, это может быть хорошо подготовленный визажист или другой человек, которого вы сможете пустить в интимную ситуацию своей съемки. Тем не менее, мы не ленились принимать эту функцию друг для друга. Прежде всего это выручало на продолжительных съемках, когда можно было от модели к модели меняться и достигать максимальной продуктивности, восстанавливая свои силы и не «замыливая» взгляд.
Взаимообучение и развитие
Фотограф не всегда чувствует, что заказчик понимает его профессиональные возможности. Иногда чтобы оценить результаты съемки нужен напарник-профессионал. Совместный просмотр и отбор фотографий очень сильно помогает развивать съемку. Это происходит по нескольким причинам.
Во-первых, каждый видит не только свои, но и чужие результаты. Здесь напрямую происходит обмен найденными приемами и развитие собственной творческой манеры, но об этом уже писалось раньше. Во-вторых, внешнему взгляду проще судить при выборе из нескольких похожих дублей. Фотографы знают, как это бывает: можно просидеть долгое время с серией похожих фотографий, каждая из которых кажется хорошей, хотя подозванный в этот момент напарник сразу покажет оптимальный кадр. И если спросить его, почему он его выбрал, то он точно скажет по каким признакам (а это может быть компоновка кадра, состояние модели, игра света или цвета, детали фона или что-то другое) и обычно автор с таким выбором будет согласен. Если же обоснование покажется автору спорным, то выбор может быть обсужден, либо оставлены обе фотографии, и в таком виде они могут и заказчику понравиться больше.
В-третьих, есть одно обстоятельство, делающее автора картинки предвзятым. Он склонен путать ценность кадра с ценой усилий, потраченных на то, чтобы этот кадр был снят. Например, если вы рисковали своей техникой, долго ждали в неудобной позе, преодолели множество препятствий для того, чтобы поймать ценный момент, то именно этим кадр может быть вам дорог. Но далеко не всегда такой «потом и кровью» добытый кадр является одновременно художественно ценным. А напарник, не всегда знающий о ваших героических усилиях, оценит кадр более адекватно. И иногда приходится признать, что высокой ценой был получен средний по своему качеству кадр. Это не хорошо или плохо, это просто факт и такой кадр может быть оставлен «для себя» как память об усилиях, а заказчику его можно не передавать. Два фотографа, снимающие вместе, соревнуются, хвастаются, меняются техническими решениями. Это и творческий обмен, и анализ ошибок, и обсуждение улучшений. Это дает точку опоры, позволяющую не останавливаться и развиваться. И хорошо, если мотивация к такому развитию у обоих есть.
Есть ли у Вас тандем? Критерии сыгранности
Мы много сказали о том, почему хорошо снимать вместе. В общем многие из этих моментов могут обеспечить друг для друга любые два профессионала, вместе вышедшие на площадку. Ведь уровень подготовки позволит им «считать» особенности друг друга и достаточно быстро договориться. Тем не менее, есть дополнительный прирост от стабильной партнерской работы. Что это дает? Если оба мотивированны на совместные усилия и не испытывают друг к другу ревности (допуская двойное авторство своих фотографий), то в конечном счете они могут перестать об этом авторстве «печься» (мы практикуем подписывать половину фотографий, ставя первым имя одного из нас, а другую половину – другого). Не важно кто из двоих сделает блестящий кадр, значение может иметь и подводка к этому кадру партнера, и создание ему для этого возможностей и ниши. Сыгранность начинается с планирования съемки и постановки задач – можно договориться о ролях на конкретную съемку или этими ролями меняться. Общая цель приводит к сотрудничеству, а не конкуренции, что и дает все те выгоды, о которых мы писали раньше.
Знание сильных и слабых сторон другого и понимание, как партнер «снаряжен» и в чем достоинства его техники, может позволить оптимально отработать самые сложные задачи. Можно без слов понять, что пытается сделать другой, зная его стилистику и предпочтения. Это приводит к действиям в дополнение, даже если на месте уже нет возможности договориться. Итак, как определить: есть ли у Вас тандем? Все просто. Ответьте себе честно на несколько вопросов.
- Доверяете ли Вы тому, что партнер сделает блестящую съемку даже без Вас?
- Интересно ли при этом Вам снимать вместе? Можете ли Вы, видя его работу, реконструировать его замыслы?
- Будет ли Ваша собственная съемка иной и более свободной, если Вы снимете вместе?
- Есть ли в Ваших работах то, что немыслимо было бы выполнить одному или с техническим ассистентом?
- Смущает ли Вас то, что под даже самой лучшей Вашей съемкой будут стоять две фамилии?
- Будете ли Вы испытывать ревность к тому, что Ваш напарник снял лучший за время съемки кадр.
Авторы статьи: Лена Павлова, Станислав Поперечный (2009)