Специфика курса "Репортажной фотографии"
Мы предлагаем обучение репортажной фотографии для тех фотографов, кто считает, что жизнь пластичнее, разнообразнее и интереснее, чем любая постановка. Мы включаем психологический подход к модели и работу с состоянием фотографа как неотъемлемую часть репортажа, приближающегося иногда к терапевтическому процессу, иногда - к искусству, а иногда - к документалистике и журналистике.
Фотограф, ведущая курса: Лена Павлова
Родилась за Полярным кругом, в г. Мурманске. По первому образованию – психолог, кандидат психологических наук (МГУ им. М.В. Ломоносова). По второму – кинооператор (ВГИК, мастерская В.И. Юсова). Пришла в фотографию и репортажную съемку из психологии, навсегда сохранив интерес к съемке людей. Объездила с консалтинговыми и этнографическими проектами множество регионов России и зарубежных стран. Пришла к необходимости изъясняться «без лишних слов», чтобы работать в любой стране мира. Сотрудничала с различными информационными изданиями, в том числе «Российская газета», «Washington Post», а также многочисленными специализированными изданиями. По итогам фотоэкспедиций на Камчатку (2006 год) вышли путеводители на русском и немецком языках. Организовала и провела съемочные экспедиции в Кению, Танзанию, Эфиопию, Китай, Индию, Индонезию, Шри-Ланку, Перу, Непал, Марокко, Черногорию, Сингапур, Кубу, Монголию, Вьетнам, Лаос, Камбоджу и др. страны, а также различные регионы России (Бурятия, Камчатка) и Ближнего зарубежья (Киргизия, Белоруссия, Украина, Латвия). С 2014 года работает в области кинотерапии, совмещая психологическую терапевтическую практику и кинематографическое искусство.Лена Павлова: подробная биография
Заказать съемку: 6170603@gmail.com или +7 (926) 617-06-03
Обучающий курс: "Репортажная фотография"
Приемы и техники репортажной фотосъемки
- Съемка длиннофокусной оптикой в репортажной фотографии. Особенности длиннофокусной оптики. Глубина резко изображаемого пространства, отделение снимаемого объекта от фона. Специфика использования длиннофокусной оптики в репортажной фотографии.
- Репортаж широкоугольной (короткофокусной) оптикой. Пространство и объем при съемке короткофокусной оптикой – эффекты и зрительные обманы. Геометрические искажения – нужно исправлять дисторсию в репортаже? Ракурсная съемка. «Ехал Ваня на коне, вел собачку на ремне, а бабуся в это время мыла фикус на окне» (Шанидзе).
- Передача пространства, виды перспективы. Тональная, линейная, перекрытие. Темные и светлые объекты на переднем плане. Обратная перспектива. Цветовое решение кадра и передача объема. Художественный эффект «плоских» фотографий.
- Использование эффектов естественного освещения. Блики, свет в арках, свет через листву, контровый свет. Режим. Зенитное освещение. Съемка против солнца.
- Съемка со вспышкой. Встроенная вспышка. Мобильный свет. Вынесение вспышки. Рассеиватели. Переотражение. Режимы синхронизации. Рисующий и заполняющий свет от вспышки. Не искажение основного эффекта света. Моделирующий свет.
Съемка людей. Коммуникация в ходе репортажной съемки
- Незаметная съемка людей. Съемка «как будто» других. Съемка с большого расстояния. Съемка через отражения. Съемка «на вскидку». Съемка, не глядя в видоискатель (Ломография). Автопортрет: умение оценивать «взгляд» камеры.
- Съемка со вступлением в контакт. Когда и как спрашивать разрешения о съемке. Съемка на очень близкой дистанции. Съемка работающих людей и групп. Постепенное сближение при повторной съемке.
- Жанр. Взаимодействие людей. Стечение обстоятельств. Удача или постановка?
- Съемка эмоций, мимики и жестов. Описательные и изобразительные жесты. Жесты как характерная особенность человека. Виды эмоций и характерные признаки. Съемка людей в отрицательных эмоциональных состояниях.
- Фототренинг – возможность через съемку работать с личностью снимающего, модели или компании. Здесь на первый план выходит личностное развитие, а не технические приемы съемки (которым посвящены курсы и туры). Может быть направлен на развитие коммуникативных умений, самораскрытие, раскрепощение, работу со своим образом, формирование личной или корпоративной истории.
Специальные задачи
- Передача движения (динамика в кадре). Проводка. Смазка. Замораживание движения на коротких выдержках. Фазы движения. Динамичная и статичная композиция.
- Съемка ночью. Выбор ярких сцен. Подвижные и неподвижные элементы в кадре. Вспышка, штатив, монопод, съемка «с рук». Съемка на длинных выдержках со вспышкой. Эффект фиксации объектов.
- Ошибки любителей. Умышленное нарушение шаблонов. Центральная композиция. Движение, упирающееся в кадр. Темное на светлом, светлое на темном. Достопримечательность и маленький человек. Съемка детей и животных сверху. Фотография «от пуза». Когда «позированная» фотография хороша и плоха?
- Съемка животных (аналогия с людьми). Есть ли общее у животных и людей (мимика, отношения и эмоции)? Подлавливать и ожидать: принцип охоты. Уход от стереотипов: «открытка», движение, деталь, жанр. Целевая съемка в зоопарках, национальных парках, естественных условиях.
Содержание репортажной съемки. Поиск тем
- Событийный репортаж - это рассказ о мероприятии или происшествии, имеющим четкое временное соотнесение (дату, начало и конец). Репортаж о событии предполагает несколько этапов: предысторию, завязку, развитие сюжета, кульминацию, развязку (исход).
- Тематический репортаж. 7 пунктов (фрейм Ломоносова). Внешний вид. Внутренность. Среда обитания. Генезис (происхождение). Предназначение. Перспективы. Отношение автора. Поиск тем для съемки в новом месте. Уникальные сюжеты для данной местности или страны. Сбор информации до и в процессе поездки. Поиск в обыденной жизни. Знакомства и персональные контакты. Роль планов различной крупности при съемке репортажа.
- Общий план показывает масштаб события, время и место действия. Он задает окружающую среду и контекст, создает пространство. Особые приемы выразительности: перспектива или ее подчеркнутое отсутствие, сочетание переднего и заднего планов, «двоемирие», парадоксальность. Отражения. Ракурсы. Совмещение масштабов. Съемка людей в контексте.
- Средний план является основным для демонстрации действий, работающих людей, занятий, труда. Он показывает отношения, взаимодействия (людей или животных). Классический план для съемки парных портретов.
- Крупный план. За ориентир масштаба в крупном плане принимается лицо человека. Передача эмоций, состояния и отношения героя к происходящему. Соотнесение съемки портретов человека и животных.
- Деталь. Реализация принципа подробности и конкретности репортажа, чтобы он воспринимался достоверным. Привязка объектов к теме репортажа. Деталь-фрагмент, акцент в репортаже. «Говорящие детали».
- Триптих - произведение, состоящее из трех изображений, объединенных общей идеей или темой, а также общим композиционным решением. Принцип тезис-антитезис. Роль центрального элемента. Очерк и глубокое раскрытие темы.
Организация съемки. Взаимодействие с другими фотографами и участниками процесса
- Съемка в местах, где снимать запрещено. Когда и как включить «дурака». Как перевести профессиональную съемку в любительскую и обратно. Использование партнера как отвлекающий фактор. Ссылка на «открывающие» имена, должности и бренды. «Морда кирпичом» или «нахальство – второе счастье».
- Съемка в условиях конкуренции с другими фотографами. Планирование съемки. Просчет наиболее выгодных позиций. Кооперация для расширения возможностей.
- Съемка двумя фотографами (работа в паре). Дополнение друг друга. Разделение ролей в репортаже: ключевые моменты и интересные кадры. Съемка моделей: технический ассистент и коммуникатор. Взаимное обучение и развитие. Сигналы для оперативной коммуникации. Совместное авторство. Есть ли у вас тандем: критерии сыгранности.
Коммерческие заказы на репортажную съемку: примеры
- Корпоративные мероприятия. Форматы корпоративных мероприятий и ожидания заказчика. Создание событий с помощью фотографий: как максимизировать эмоциональный эффект. Обработка и показы по ходу событий. Необходимость охватить всех. Съемка шоу-программы и приглашенных артистов.
- Форумы. Конференции. Выставки. Специфика освещения и организации пространства. Типовая постановка задач. Сочетание общих планов и портретов. Стендовая съемка и съемка заказчиков (спикеров). Ограниченные сроки исполнения заказа.
- Съемка в клубах. Специфика клубного освещения. Три кита клубной съемки: резкость, яркие проработанные задние планы, пластичный свет на лицах (не плоские лица). Формат клубных журналов и сайтов. Заказчики: журнал или клуб. О подписях имен в журналах.
- Концерты. Спектакли. Представления. Съемка с моноподом: что делать, если нельзя использовать вспышку. Ограничения по съемке в основных концертных залах. Места для фотографов. Сложности со зрителями (шум затвора). Съемка за кулисами. Что нужно знать об организации концертного мероприятия.
- Пресс-конференции. Презентации. Характерна высокая конкуренция среди фотографов (съемка в толпе). Необходимо знание площадки. Сочетание общих планов и портретов. Жанровые фотографии в коммерческом заказе.
- Съемка производства и деятельности людей. Съемка промышленных зданий, производственных помещений, цехов, производственного процесса. Съемка работающих людей. Съемка деятельности на натуре и в условиях офиса.
- Съемка промоакций. Уточнение требований заказа (что может и не может быть в кадре). Заказчики: компания-производитель или компания, организатор акции. Работа с промоутерами и клиентами: сочетание постановки и репортажа. Фото отчеты и концепция проекта.
- Съемка спортивных мероприятий. Аккредитация, специфика выделенных мест. Контекст спортивных сообществ. Как выделиться на фоне любителей. Съемка движения. Портреты, детали, обстановка. Место спецсъемок в спортивном репортаже.
- Тренинги и обучение. Ошибки вмешательства в процесс (деликатность съемки). Азы групповой динамики. Форматы обучения, связанные с фотографией (фототренинги, фотокомиксы, фотоквесты). Постепенное сближение дистанции.
- Свадебная фотосъемка. Съемка свадеб стоит особняком как в репортажной, так и в постановочной фотосъемке, соединяя сложнейшие требования обоих жанров. Традиционно съемка свадьбы осуществляется как сопровождение жениха и невесты на протяжении всего этого важного в жизни дня: от приготовлений и выкупа невесты, до завершения "программной части банкета". Результатом являются как отретушированные кадры молодых для "большой" печати, так и репортажные живые кадры событий и неформальные портреты гостей и членов семей.
- Фотопутешествия и фотоэкспедиции. Поездки или путешествия небольшой группы фотографов с целью съемки. Обычно организуются вокруг тематического маршрута в нетуристических местах. Позволяют научиться репортажной съемке и тревел фотографии в ходе поездки (ежедневная съемка и просмотр), узнать страну в ходе глубокого погружения, развить свои коммуникативные и социальные навыки при взаимодействии с местными жителями. Съемка на выезде. Особенности экипировки, расчет съемочных условий, взаимодействие с агентствами и изданиями (презентация и представление результатов).
Организационные условия
- Место проведения. Метро Коломенская.
- Даты проведения. По договоренности. Обращайтесь, как правило курс стартует каждые 3-4 недели, но в зависимости от Ваших вводных даты могут быть скорректированы.
- Форма проведения. Индивидуальная или парная.
- Стоимость курса. 36 000 рублей. Стоимость включает: курс фотографии, общей продолжительностью не менее 24 академических часов (6 занятий по 4 академических часа, как правило курс проводится в течение 3-4 недель с промежуточными съемочными заданиями, но возможно проведение курса в формате инсентива). Лекционные и практические занятия, просмотр и обсуждение отснятых работ, индивидуальное консультирование по вопросам репортажной фотографии.
- Между занятиями предусмотрено выполнение практических заданий.
- По окончанию курса выдается: сертификат.